В исследовании, проведенном по заказу Национальной лотереи, приняли участие две группы испытуемых: группа людей, выигравших в лотерею и взявших Джек-пот, а так же контрольная группа испытуемых. Ученые сравнивали "уровни счастья" этих групп, используя "шкалу удовлетворенности жизнью", которая была разработана в Университете Иллинойса. Респонденты отвечали, насколько они удовлетворены различными аспектами своей жизни.
Исследователи учитывали изменения в настроении испытуемых, выясняли, как часто те "вознаграждают" себя и какие формы принимает это "вознаграждение".
К удивлению ученых, вовсе не баснословно дорогие машины и сверкающие бриллианты повышают уровень счастья победителей лотерей. Их радуют интересные книги, возможность послушать хорошую музыку и выпить бокал вина в ресторане.
"Уровень стресса и напряженности современной жизни сильно влияют на ежедневное чувство радости и счастья, - поясняет психолог Ричард Танни, руководивший исследованием. - В результате возникает тенденция сделать себя немного счастливее путем небольших "вознаграждений" самому себе. Подарить себе кусочек счастья - вот идеальный способ поддержать моральный дух. Поскольку в ходе исследования мы выяснили, что в целом победители лотерей чувствуют себя счастливее, чем испытуемые из контрольной группы (95% по сравнению с 71%), нам осталось лишь изучить, чем наши респонденты "вознаграждают" себя, и понять, что именно влияет на их душевное состояние".
Дальнейшие исследования рассматривали контрастные способы вознаградить себя: от совершенно бесплатных, таких, как прогулка или дневной сон, до столь дорогостоящих, как океанский круиз. Изучалась частота покупок "по мелочам" и "по-крупному": от бутылки вина и DVD-дисков до новых ботинок и современных мобильных телефонов.
В результате ученые выяснили, что счастливые люди (и победители лотерей, и простые участники контрольной группы) любят примерно одинаковые вещи: принимать горячие ванны, плавать в бассейне, играть в активные игры и наслаждаться своим хобби.
Интересно, что те испытуемые, которые определили самих себя как "не очень счастливых" (в обеих группах), не выбрали ни одного "бесплатного" способа вознаградить себя. Для поднятия духа они предпочитали "платные" способы: покупку CD и DVD-дисков, ужин в ресторане и т.д.
"Несмотря на то, что покупка дорогих спортивных машин и круизы в экзотические страны недоступны большинству из нас, - говорит Ричард Танни, - Мы можем на примере счастливых людей научиться тому, что счастье приносит не то, что нам недоступно".
Счастье приносят самые простые вещи.
Судя по всему, секрет счастливой жизни - в умении расслабляться.
И именно маленькие радости, "бесплатные" удовольствия могут помочь нам достичь счастья - даже если мы можем позволить себе купить все остальное.
Всего комментариев: 0 | |